glance

запоздалое раскаяние

Поведали мне на днях одну не особо впечатляющую историйку, которая все же в некотором смысле является достаточно наглядной для честного понимания определенных поступков и их дальнейшего осмысления. Ведь зачастую мы, сделав нечто, считаем себя правыми, либо же запоздало, и даже иногда очень искренне, раскаиваемся в содеянном. Однако, факт свершился, его не забыть и не изменить, и многого ли стоит это раскаяние? Вот я, не претендуя на статус праведницы, не верю в раскаяния и не считаю их равноценным возмещением того, о чем мы горько сожалеем впоследствии.

На окраине глухого провинциального городка стоит старенькая церквушка, до которой никому нет дела - стоит и стоит себе, пущай стоит! Вокруг домишки с огородами, непролазная грязь весенне-осенних дорог, хмурые лица коренных обывателей и нулевые перспективы - суровый российский быт во всем своем духовном величии. Мэр городка, если и бывал в тех краях, то наверняка постарался сразу же забыть увиденное, оставив скорому сменщику решение проблем частного сектора.

Церквушка действует. Туда ходят бабульки и дедульки, решившие на склоне лет очиститься от скверны. Туда изредка приносят младенцев на крестины. Там отпевают и даже проводят таинство венчания.

Среди частых прихожан можно увидеть маленькую пухленькую старушку с бегающими цепкими глазами. Она всегда молча стоит обособленно в уголку, крестится, ставит свечку и уходит, вытирая глаза платочком. Ее зовут Прасковья - баба Пана.

В юбилейный год городка, как водится, проводились всякие торжественные мероприятия для жителей и гостей города. Мероприятия, как и положено, правильно освещались в прессе, на телевидении и на городском сайте. Накануне торжеств, к несчастью мэра, в местных СМИ по недоглядке всплыл досадный факт: эта кривая церквушка - единственное сохранившееся сооружение со времени оно.
Другими словами, исторический памятник это, который охранялся, охранялся, да и сохранился на чью-то голову. А теперь, как ты ни ругайся, но надо бы помочь худо-бедно подлатать памятник к юбилею, хотя бы чисто внешне. Да и дороги там не мешало бы... Да и пусть там предприниматели заборы что-ли за свой счет как-то подремонтируют, или подкрасят пусть...
Ну, нету в бюджете денег, нету...

Беда еще была и в том, что в те же времена оно у церквушки тормознул царский кортеж (архивы официально подтвердили) и сам царь-государь высочайше изволили зайти вовнутрь за какой-то там своей надобностью - воды там испить, или еще чего. Кто его знает?! Они там воду пили, или еще чего, а нам теперь тут расхлебывай. Не мог в другом месте напиться?

В общем, много неловкостей принесла та старая церквушка городским властям, но рассказик мой не об том. Все это была предыстория, история в другом.

В создании головной боли у местной власти, наряду с архитектурной виновницей, поучаствовала и баба Пана. Именно она за год до юбилея города написала длиннющее письмо в местную газету, где и рассказала все, что знала об истории церквушки и публично походатайствовала перед местными властями за ее ремонт. Дернула же ее нелегкая, а! Не могла после юбилея, а?!

Редактор газеты - ко всему уже равнодушный пенсионер - не посоветовавшись с кем следует, дал ход публикации. Правда, месяца через два за свою политическую близорукость повелением свыше он был с почестями свергнут, но колесо уже завертелось и принципиально сути дела это не меняет.

Окрыленная собственным успехом и общественным резонансом, баба Пана сочинила еще одно письмо в газету. На этот раз в виде этаких мемуаров, в которых умилительно и душевно вспоминала, как давным-давно матушка читала ей молитвы, водила в эту церковь и как там им было хорошо и благостно. Вспоминала рассказ покойной матушки о том, как ее там венчали, как крестили там саму Парашечку, как матушка потом перебирала озябшими пальцами картошку и свеклу в тех же церковных стенах, когда там красные святотатцы устроили овощехранилище.

Редакторские два месяца еще не вышли, поэтому и это письмо бабы Паны было опубликовано, предварительно, конечно же, жестко отредактированное в плане языка и стилистики.

Баба Пана ошалела в свои восемьдесят от свалившейся славы и, прихватив два газетных номера, начала обивать все пороги, где можно было бы походатайствовать о любых деньгах на ремонт церкви. Она сама закатала три десятка трехлитровых банок, прорезала в крышках щель и поставила банки во всех людных местах городка, чтобы люди могли жертвовать на ремонт храма.

Небольшие деньги были собраны, конечно. Разве может душа русская, столь скрепам приверженная, отказать делу богоугодному?
Местный меценат от своей щедрой кавказской души добровольно добавил еще немного, и церквушка, впритык перед юбилеем города, была совсем слегка подремонтирована.

Молодец баба Пана? Еще какая молодец! Такому большому делу помогла свершиться!
Только вот почему же жители окраины - ее давние соседи - не благодарят? А некоторые даже и не здороваются, неохотно разговаривают с ней и по-прежнему сторонятся в церкви.
Завидуют, наверное?
Нет. Не завидуют. Нечему завидовать!

Просто жители окраины - ее давние соседи - помнят, как баба Пана с первым теплом весны выгоняла матушку из дома до осенних холодов жить под замком в сарае.



promo incopula october 31, 18:30 21
Buy for 120 tokens
Сегодня с утра пришлось по зову служебного долга, но вопреки желанию, побывать в одном окраинном микрорайоне, где мне раньше никогда бывать не приходилось. Но обо всем по порядку, как уже привыкла говорить я, наравне с не очень умными людьми и другими блогерами. Однако, не ждите краткости, ибо…
Ну это ж разве раскаяние? Компенсация типишная, все по фрейду, или как там его.
Скорее по Юнгу.
Тоже щитаю, лицемерие сплошное у бабульки.

думаю, это даже и не лицемерие, а жалкое желание снять грех..
Может и так, но опыт жизненный подсказывает, что с совестью у нее все в порядке. Начнешь такую расспрашивать - она тебе все расскажет, все оправдания и причины, она-то ни причем всегда окажется.
А вот то, что соседи это помнят - вот это ты точно подметила. За неимением письменных летописей все это в памяти сохраняется, и не одним поколением, если деревня старая. Прадед был говнюком жадным и старуху свою голодом уморил - правнуку припомнят при случае.

меня это тоже очень тронуло - память соседей..

да, никакое это не раскаяние.. а и было бы оно - грош ему цена, да и то много..
Это все чаще всего неоднозначно и сложно - чтоб один человек высадил другого в сарай - должны быть веские причины(ну, кроме откровенного безумия), и кто его знает, что б я сам сделал на месте этой бабки, находясь под давлением тех же самых причин. Может быть тоже запер бы в сарай, старики не всегда выносимы, иногда их реально хочется убить или запереть. Особенно если альтернатив жить отдельно - нет.
С другой стороны я б не стал потом из себя изображать добряка-мецената, ходить в церковь и спасать свою гнилую репутацию статейками в газетах. Так бы и сказал прямо - бабка меня достала, я сделал то что сделал. Так то.

не берусь судить.. всяк в итоге имеет дело с собственной совестью..
Вот да. Глупая попытка выторговать себе царствие небесное под занавес.
Кому нужно её раскаяние, кроме самой бабы Паны?
И давние соседи молодцы, что своей памятью сделали её матери жизнь легче.
Ничто не могло помешать соседям пригреть у себя матушку и осадить её дочь.Тем более в деревне, где каждый на виду. Раскаивается ли в содеянном баба Пана, знает только лишь она.

не пригрели.. думаю, трудно здесь судить и осуждать кого-то.. кто ж знает, как у самих все повернется?!
с трудом верю в бурные раскаяния, хотя и сам не без греха. а история воистину печальная...
Грешить и каяться грешить и каяться... Бестолковый, порочный круг

добро и зло идут рядом и друг без друга не могут.. так говорят мудрецы.. )